Весенние ограничения проезда фур вызывают неоднозначную реакцию у перевозчиков

Несмотря на весеннее ограничение проезда грузовиков по федеральным трассам, многие предприниматели Северо-Запада РФ не намерены корректировать свои транспортные планы. Они провозят грузы по ночам, подделывают пропуски Росавтодора или пытаются заключить дружеское «соглашение» с сотрудниками ГИБДД. На одном из специализированных форумов водители даже составили «диаграмму взяток» — сколько стоит проезд по «запрещенной» федеральной трассе в каждом регионе. В разрезе СЗФО самый дорогой откат платят владельцы грузовиков в Ленинградской области. Минимальную взятку требуют с водителей Вологодчины.

Сложно судить, насколько верны эти данные, однако факт остается фактом: предприниматели, «завязанные» на большегрузном транспорте, не смогли отнестись к приказу Росавтодора с пониманием. «Весна — удачное время для строек. Я не стану отказываться от заказов только потому, что у меня «встали» грузовики», — разводит руками руководитель одной из строительных компаний Вологды.

Приказ минтранса о введении временного ограничения движения большегрузов по федеральным дорогам «Российская газета» опубликовала 18 марта. Запрет действует с 25 марта по 25 июня, но не больше 30 суток в границах одного региона. Сначала ограничения вводятся на юге России и в калининградском эксклаве, затем, по мере таяния снегов, действие приказа будет распространяться по северным и восточным регионам страны.

Запрет призван сохранить дороги, которые особенно восприимчивы к «тяжеловесам» во время весенней распутицы, поясняют в Росавтодоре. Исключение составляет транспортировка международных грузов, продуктов питания, горючего и удобрений, которые важны во время посевной. Кроме того, ограничение не распространяется на регулярные пассажирские перевозки, транспортировку грузов минобороны и МЧС. В случае острой необходимости предприниматель, грузы которого не относятся к «исключительной» категории, может обратиться в региональное отделение Росавтодора. Однако за разрешение на проезд придется заплатить немалую сумму — в зависимости от габаритов автомобиля, веса груза и протяженности дороги.

В Калининградской области грузовики не имеют права выезжать на федеральные трассы с 25 марта по 23 апреля, на Вологодчине, в Ленинградской и Псковской областях — с 1 по 30 апреля, в Мурманской области — с 30 апреля по 29 мая. В Архангельской области единственная федеральная дорога «Холмогоры» закрыта с 10 апреля по 9 мая, в Ненецком автономном округе с 1 по 30 мая грузовикам запрещен автоподъезд от аэропорта до Нарьян-Мара, в Карелии разные трассы закрыты с 15 апреля по 14 мая и с 25 апреля по 24 мая.

В Республике Коми под запрет попадает только один кусок трассы протяженностью чуть меньше двух тысяч километров. Там запрещен проезд большегрузов с 15 апреля по 14 мая. Однако местные грузоперевозчики оказались в более невыгодном положении, чем их коллеги из других регионов СЗФО. С начала этого года городской совет Сыктывкара ввел круглогодичную плату за проезд по городским дорогам для автомобилей, вес которых превышает 3,5 тонны. В зависимости от габаритов месячный абонемент для одного авто может стоить от 3 до 12-15 тысяч рублей, деньги идут в муниципальный бюджет. Как подсчитали в одной из строительных компаний Сыктывкара, проезд 36 единиц техники обойдется предприятию в 4,2 миллиона рублей ежегодно.

Однако круглогодичную плату за проезд можно взимать только с грузовиков, масса которых превышает 38,5 тонны, а не 3,5 тонны, как это сделали в Сыктывкаре. «Городские власти ввели свое понятие большегрузного транспорта, под которое попадает даже небольшой ГАЗ 3307, — рассказывает корреспонденту «РГ» о причинах недовольства транспортников исполнительный директор отделения предпринимательского движения «Опора России» в Коми Владимир Кононов. — К тому же платить за проезд по городу должны все, в том числе перевозчики скоропортящихся продуктов питания. Ограничения не распространяются только на муниципальный автомобильный парк.В принципе, федеральное законодательство позволяет местным властям вводить свои ограничения на проезд по региональным и муниципальным дорогам в весеннее время. Например, асфальтобетонные дороги Ленинградской области закрыли на «просушку» на месяц для автомобилей, нагрузка на каждую ось у которых превышает 5 тонн. По гравийным дорогам не могут ездить грузовики с нагрузкой на одну ось свыше 3 тонн. Похожие меры введены на региональных дорогах Псковской области. Исключение, как и в федеральном приказе, вводятся для транспортировки продуктов питания, удобрений и горючего, международных грузов.

В администрации Сыктывкара ссылаются на необходимость ремонтировать дороги после проезда большегрузов и утверждают, что действуют в соответствии с федеральной законодательной базой. В частности, с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» и постановлением правительства «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ». Так или иначе, сейчас к делу сыктывкарских транспортников подключилась прокуратура, а предприниматели готовят иск в Арбитражный суд Коми.

Источник: «Российская газета»